Зачем и кому нужны «бесплатные» консультации?
Года два назад знакомые попросили помочь разобраться с одной непонятной и неприятной историей. Такие случаи время от времени попадают в сводки теле- и интернет-новостей из серии «как одна старушка потеряла квартиру».
Развёрнуто, в лицах, описывать там почти нечего. Одинокая пожилая женщина подписала «что-то не то», в результате её квартира была переоформлена на незнакомое ей лицо.
Когда подписала, не знает, кто подсунул бумаги, не понимает! Внешне, судя по выписке ЕГРН, все выглядело законно и пристойно. По документам выходило, что она продала квартиру более полугода назад.
Она проживала в другой квартире, поэтому потеря не была катастрофической. И даже не сразу она о потере этой и узнала. Женщина, для своих лет (около 70), вполне здравомыслящая и адекватная.
Правда, память иногда её подводила. Жила достаточно уединённо, с посторонними личностями не общалась. И близких родственников у неё не было. Значит, все контакты наперечёт, и можно попытаться вспомнить, с кем из незнакомых прежде людей она общалась хотя бы пару раз. Почему пару раз? Логика тут простая. У совершенно незнакомого лица злоумышленники вряд ли станут похищать право собственности на квартиру. Сначала надо что-то про человека разузнать!
Первое общение – знакомство, внешне как бы случайное; возникновение доверия. Причём, тогда обычно человек и передаёт вольно или невольно свои данные (ФИО, номер и серия паспорта и т.д.).
Второй раз – подписать бумаги. И всё, дальше по этим бумагам злоумышленники могут провести совершенно законную сделку! Вернее, государственная регистрация сделки будет законная, а основания перехода права – незаконные, подложные. Но попробуй потом такую сделку оспорь!
Стали вспоминать, где такое общение могло произойти. Маршруты передвижения этой женщины были однообразные — магазин, поликлиника, аптека, парк. Не очень понятно, где могло произойти что-то потенциально опасное. Плюс необычный контакт был более полугода назад. Сложно вспомнить. Сразу так и не вспомнила она ничего. Потом вся эта история как-то выпала из моего внимания.
Женщина подала иск о признании сделки недействительной (в соцзащите помогли составить), суд тянулся безнадёжно и бесконечно. И только через год я узнал продолжение. Оказывается, соседка пенсионерки случайно помогла ей вспомнить. Сначала даже не поверил! Одно дело – услышать по телевизору, совсем другое – знать о реальной истории.
В общем, вышло так, что первоначальная «утечка информации» произошла в некоей юридической консультации. Я здесь сделаю оговорку, что бы моё повествование не могло быть истолковано как попытка очернить всех людей этой профессии.
Как обычно, среди многих компетентных и порядочных, бывают отдельные «компетентные и непорядочные» представители профессии. Речь идёт только о них.
Наверняка все видели на улицах, около метро, у магазинов – стоят такие зазывалы, и обещают бесплатные консультации юристов. Внешне всё выглядит предельно ясно и понятно. Есть некая юридическая организация, и её сотрудники могут и желают сделать доброе дело.
Но почему они так желают в своё рабочее время кого-то осчастливить, потратить время, вникнуть в вопрос? Выслушать вас внимательно, а потом сразу и бесплатно проконсультировать?
Обычно этим простым и логичным вопросом никто не задаётся. Предлагают помочь, и прекрасно! До начала консультации имелась проблема, вопрос, задача; после консультации у вас будет решение, ясность, результат.
Сами в это верите? Верите, что помощь будет оказана бесплатно и в необходимом объёме? Как ни странно, многие люди искренне верят! Обычно это как раз граждане пожилого возраста, у которых формирование мировоззрения происходило во времена Советского Союза. Тогда и декларировалась, и существовала забота государства о человеке.
И люди верили, что им и помогут, и не обманут, и денег не возьмут за помощь. Так было принято, и многие верят, что так есть и сейчас. Плюс многим пожилым людям просто не с кем обсудить что-то наболевшее, важное. Старых знакомых уже нет, родственники далеко и им не до стариков. Или совсем нет близких родственников. Жизненная картина, согласитесь.
Почти всегда в юридических задачах нет простого, «одноходового» решения. Тем более, решения, которое можно получить бесплатно, полчаса послушав знающего человека.
И конечно, сами специалисты-юристы это прекрасно знают! Тогда зачем платить зазывале, зачем звать в эту организацию случайных посетителей с улицы, выслушивать их сбивчивый и путаный рассказ?
Первое и обычное объяснение в том, что таким образом юридические организации просто ищут потенциальных клиентов. И не только юридические, но и риэлторские компании так поступают. И стоматологические клиники зовут «просто зайти и проверить состояние зубов».
А специальные зазывалы зазывают, потому что человеку надо указать на безопасность действия. Психологи давно отметили, что человек побаивается физически входить в незнакомые офис, магазин, потому что просто там никого не знает, потому что там ему могут начать что-то навязывать. Вот просто не хочет заходить, и всё.
Хотя ему надо, и он там мог бы получить помощь, и путь решения своих проблем. И вот здесь слова зазывалы про «бесплатную консультацию» очень помогают принять внезапное решение, и зайти, и поговорить.
Ведь бесплатно же, значит, никаких негативных последствий быть не может. Какую-то полезную информацию человек рассчитывает получить от этой консультации, это обязательно! Иначе не произойдёт того самого важного, ради чего всё и затевается. А делается это всё ради возникновения человеческого контакта, ради возникновения первичного доверия.
Для того, что бы люди стали знакомы и составили друг о друге первое впечатление, им надо лично пообщаться около 10-15 минут.
Это как раз то время, когда посетитель пробует внятно сформулировать свою проблему, а специалист его внимательно и доброжелательно слушает. Задаёт вопросы, уточняет – демонстрирует заинтересованность.
Причём бескорыстную заинтересованность, ведь консультация бесплатная! В это же время специалист демонстрирует свою компетенцию, или, как сейчас говорят, «экспертность». И свои положительные человеческие качества тоже проявляет! Посетитель доволен, его внимательно выслушали, дружелюбно кивали головой, угостили чаем или кофе. Всё, первичное доверие создано.
У этих встреч есть сценарий, как у каждого многократно повторяемого действия. И по сценарию, после создания доверия, начинается «вывод» посетителя на то, ради чего его сюда и позвали, и слушали. А именно – ему объясняют, что консультацию он уже получил, и это в самом деле бесплатно.
Но эта консультация, в реальности, нисколько не приблизила его к решению его проблемы. Ему пока только показали, в каком направлении надо двигаться, но сам он туда не дойдёт!
Это как раз одна из задач — показать всю сложность его проблемы, показать большой объём предстоящей работы.
Нужны специальные знания, нужен опыт, и это нормально и понятно. И вот само решение его проблемы будет происходить уже за деньги.
Это тоже нормально и понятно, любой предприниматель оказывает услуги за плату. Дальше посетитель и специалист либо договариваются о сотрудничестве, либо посетитель идёт домой, осмыслять полученную информацию. В особенности – информацию о стоимости услуг.
У этих консультаций есть одна особенность. Опять психология, куда же без неё. Специалист знает, что железо надо ковать, пока оно горячо. И, пообщавшись с посетителем, надо, по возможности, фиксировать документально не только факт встречи, но и будущие намерения. Какие намерения у посетителя — пока неясно. А у специалиста всегда есть намерения заработать!
Не зря же он только что посвятил полчаса времени тому, что бы понять суть вопроса посетителя. Время – деньги! Поэтому почти всегда посетителю предлагают что-то где-то подписать, ну, как бы для отчёта, что бесплатная консультация действительно была проведена.
На самом деле это такая уловка. Если человек согласился что-то незначащее подписать, то это первый шаг к его согласию на дальнейшее сотрудничество и оплату услуг специалиста. Как раз пожилые люди легко соглашаются, когда их просят подписать что-то, внешне не вызывающее сомнений. Это привычно, при социализме тоже кучу бумажек приходилось подписывать! А для составления этой ничего вроде не значащей бумажки надо предоставить паспорт, что бы заполнить бланк. Это просто формальность, это так положено, это так начальство распорядилось.
И берут паспорт, уносят в другое помещение, копируют. Здесь обычно никто не возражает, а зря. Очень зря! Если берут паспорт, а тем более делают его копию (или просто уносят из вашего поля зрения), то с этой организацией у вас должно быть заключено «Соглашение об обработке персональных данных», и один экземпляр «Соглашения» должен остаться у вас. Как бы зафиксировать, что вот этим людям вы передали ваши важные данные.
Понятно, что если надо эти данные украсть, то их украдут и с «соглашением», и без него. Но так хоть какой-то документальный след останется, кому и когда передавали информацию о себе. И просто — так по закону положено, исключений нет.
Если это не сделано, причём без ваших напоминаний, то на данной организации можно смело ставить крест. Лучше оттуда уйти сразу, и больше о них не вспоминать. Юристы, которые начинают общение с нарушения ваших прав, и в дальнейшем вам смогут только навредить!
Подведём итог. Да, консультация бесплатная, но с прицелом заработать на вас в дальнейшем. Хотите сотрудничать – пожалуйста, но помните, что свою безопасность должны соблюдать и поддерживать только вы сами. И ещё. После консультации вы не обязаны продолжать сотрудничество.
Вы также не обязаны что-то подписывать. Не обязаны предъявлять паспорт! «У нас так положено» — не аргумент. Захотели – зашли, пообщались. Решили уйти, ушли. То, что они выслушали вас, ничего не значит. У них такой способ поиска клиентов, и всё.
Вторая причина того, зачем нас зовут на «бесплатные консультации». А вот просто затем и зовут, что бы узнать у вас какие-то подробности вашей частной жизни.
А потом использовать их вам во вред, и для обогащения злоумышленников! Вдумайтесь. Вы заходите в незнакомое место, и начинаете разговаривать с незнакомым человеком на очень личные темы.
Как он воспользуется полученной от вас информацией? Заранее это неизвестно. В начале статьи я рассказал, как пенсионерка внезапно для себя оказалась без квартиры. Хорошо ещё, что квартира была у неё вторая, и она не оказалась на улице!
Так вот, что там и как произошло дальше. Её соседка по дому вспомнила, что однажды видела, как к ней во дворе подходил на улице человек средних лет, приличный, в костюме. Видно было, что они знакомы, улыбались друг другу. Они вместе присели на лавочку, и она что-то подписала на нескольких листах.
И с этого момента, с этой подсказки пенсионерка вспомнила! Как-то у метро она решила зайти узнать поточнее про налоги на квартиры. Там у метро ходил зазывала, с листовками, и предлагал всем заходить и бесплатно консультироваться. Она зашла, её выслушали, угостили чаем.
Очень приятные люди! Сказали, что они помогают правительству Москвы, оказывают бесплатную юридическую поддержку пенсионерам. Попросили подписать несколько документов об оказании бесплатной консультации, взяли паспорт, что бы заполнить бланк.
А потом выяснилось, что у них принтер сломался, и сегодня ничего подписать не получится. А им для отчёта надо! Договорились, что через день-два их сотрудник заедет к женщине, и она подпишет. И она всё подписала, не вчитываясь. Ну а зачем читать, это же для отчёта перед правительством Москвы!
Да, после этого воспоминания уже многое стало ясно! Ей сказали, что принтер сломан, что бы иметь благовидную возможность ещё раз с ней встретиться. За это время злоумышленники подготовили договор купли-продажи квартиры, и привезли ей на подпись.
Она подписала. И всё, дальше документы пошли в Росреестр, и эта государственная регистрация перехода права по договору была уже совершенно законной.
Но эти новые знания мало чем помогли нашей героине. Конечно, в полицию она обратилась. Но тот офис у метро давно был занят другой организацией. На договоре купли-продажи квартиры оказались её подлинные подписи, так эксперт сказал. Сама добровольно продала, так выходило! Конечно, после драки кулаками не машут, и ничем сейчас этому горю не поможешь. А ведь средство было, и простое!
Речь идёт о так называемом «информационном запрете». Название «информационный» не совсем точно отражает суть действия. Как раз информацию о вашей квартире получить можно, это законно и делается совершенно свободно через МФЦ.
Смысл запрета в том, что никто, кроме собственника, не может инициировать любую сделку с квартирой.
Если в базе данных Росреестра есть отметка «информационный запрет» относительно вашей квартиры, то без вашего личного участия провести сделку нельзя.
Всем советую поставить этот запрет. Это делается путём подачи личного заявления в МФЦ. Главное, не забыть потом про этот запрет. А то соберётесь на самом деле продавать квартиру, и отправите на сдачу документов на государственную регистрацию доверенное лицо. А по доверенности документы не примут! Только лично. Для того и накладывается информационный запрет, что бы только лично вы могли подать заявление о государственной регистрации перехода права.
Жаль, что этот совет уже ничем не мог помочь женщине. Сейчас я уже не знаю, как там дальше сложилось. Вполне может быть, что правды она так и не добилась! Но один урок она запомнила хорошо – не надо откровенничать с незнакомыми людьми, как бы они сами себя не называли. Заранее точно нельзя сказать, с кем вам предстоит иметь дело.
Кто именно вас выслушает, кому вы расскажете много разных подробностей из своей жизни? Кто именно окажется информирован о финансовых делах, конфликтах, раздорах в вашей семье? А ведь с этими неприятностями и идут обычно консультироваться.
Кому вы расскажете про то, какая недвижимость есть у вас? Кто узнАет о вашем полном одиночестве? И кто вообще ваш собеседник? Хороший костюм и манеры говорят лишь о том, что у человека хороший костюм и манеры.
Дальше смотрим — реальная компетентность и профессионализм того, кто вас консультирует, вам не могут быть известны. Тем более неизвестно, насколько он порядочен. Вы его ещё час назад совсем не знали!
Совет чрезвычайно простой. Доверяйте только лично знакомым вам людям, или тем, кого вам порекомендовали знакомые. Очень неразумно спонтанно, по пути, заходить в незнакомые места и оставлять там информацию о себе и копии своих личных документов! И уж тем более, не надо стараться съэкономить на бесплатной консультации. Последствия этой экономии могут оказаться очень дорогими.
Желаю всем разумных мыслей и поступков!